Пирамиды в европейской архитектуре XVIII века

Два с лишним года назад я посвятил одну из публикаций в своем ЖЖ пирамиде Цестия (http://nezvanov.livejournal.com/4976.html). Я показал, что пропорции этой пирамиды замечательно соответствуют указаниям одного из самых известных алхимиков XVII века Микаэля Майера относительно процедуры получения философского камня. Таких совпадений не бывает, решительно объявил я и счел это удивительное соответствие серьезным аргументом в пользу гипотезы о том, что пирамида Цестия на самом деле была построена во времена расцвета и популярности алхимии, то есть в XVII веке. В энциклопедиях мы можем прочесть, что пирамида Цестия была отреставрирована Римским папой Александром VII в 1660-х годах. Я предположил, что Александр VII не отреставрировал, а построил эту пирамиду, рассчитывая, что после своей смерти он будет там погребен (с тем, чтобы его душа претерпела «трансмутацию» и стала «философским камнем», то есть достигла бы высшего совершенства).

В развитие своей гипотезы я хочу порассуждать вот о чем: какое воздействие на умы европейского общества могло оказать появление в Риме, с его канонически барочной архитектурой, столь диковинного строения? Это должно было неизбежно стать сенсацией, причем сенсацией с оттенком скандала: мы можем предполагать, что Католическая Церковь не стала выполнять волю почившего в бозе папы и отказалась хоронить его в пирамиде. Александра VII в итоге погребли в соборе Святого Петра, причем к созданию могилы приступили только через пять лет после его смерти.

Тем не менее, естественно было бы ожидать, что это архитектурное новшество должно было породить моду. Причем, из-за негативного (как мы полагаем) отношения Церкви к римской пирамиде, подражания должны были бы появиться в тех странах, где власть Католического престола не признавалась.

И такие подражания появились.

В начале XVIII века в Англии начали распространяться и приобретать все большую популярность ландшафтные сады. Эти сады украшались архитектурными строениями довольно причудливых форм. Следуя английской терминологии, такие архитектурные экстравагантности называют фолли (что в переводе означает причуда, каприз). Одной из популярных для фолли тем стала Египетская эзотерическая древность: в ландшафтных садах появились сфинксы, обелиски и пирамиды. Вот, например, пирамида, построенная возле замка Ховард:



Замок Ховард (Castle Howard). Большая пирамида (1728).

Еще одна пирамида была воздвигнута над главными воротами этого замка:



Замок Ховард (Castle Howard). Главные ворота

Вот еще примеры пирамид, которые были построены в Англии в те же 20-е годы XVIII века:



Stanway House, Gloucestershire. Пирамида.



Pyramid at Stowe, Buckinghamshire. Гравюра Жака Риго (Jacques Rigaud), ок. 1739

По поводу последней пирамиды сохранился замечательный комментарий виконта Персеваля (Perceval), который в 1724 году посетил Стоу: «Пирамида в конце одной из дорожек в Стоу является копией в миниатюре знаменитейшей пирамиды в Египте, и я думаю, это единственная вещь такого рода в Англии».

Тут мы видим сразу два культурных мифа, характерных для конца 17 – первой половины 18 веков. Во-первых, речь идет только об одной Египетской пирамиде. То есть, существовало общепризнанное мнение, что в Египте, среди многочисленных, вообще-то, пирамид имеется одна, особенная. На это сейчас редко обращают внимание, и если речь идет о Пирамиде с большой буквы, то как-то само собой разумеется, что имеется ввиду пирамида Хеопса. Хотя сейчас все знают, что пирамиды Хеопса и Хефрена практически одинакового размера (пирамиды-близнецы), пирамида Хефрена даже выглядит повыше, поскольку ее основание расположено выше на плато, и именно она визуально доминирует в комплексе пирамид Гизы. Конечно, внутри пирамида Хефрена «неинтересная», это по сути гора камней, и в нет такого впечатляющего хода к погребальной камере, как в пирамиде Хеопса – но что об этом могли знать европейцы в начале 18 века, если они не имели даже близкого к реальности представления о том, как эти пирамиды выглядят? И это второй культурный миф тех времен: пропорции египетских пирамид. Считалось, что пирамиды в ландшафтных садах «копируют в миниатюре» Египетскую Пирамиду, хотя в реальности они вдохновлялись пропорциями пирамиды Цестия.

Жан-Марсель Умбер и Клиффорд Прайс в своей книге (Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture) пишут, что в 18 - 19 веках пирамида Цестия входила в число римских достопримечательностей, обязательных к осмотру, вызывала восхищение архитекторов и служила моделью для пирамид, возведенных в это время в Европе. Получается странновато: пирамида, которая была вроде бы построена в I веке до н.э., стояла себе 17 столетий и никого особо не интересовала, а тут вдруг стала объектом всеобщего восхищения и архитектурного вдохновения.

Вот пример использования силуэта пирамиды в оформлении мемориала (проект):



Алессандро Россини. Проект мемориальной декорации памяти Эрнста Людвига (1725)

А вот знаменитая могила сэра Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве:



Могила Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1731)

На заднем плане видна пирамида.

Во второй половине XVIII века копии пирамиды Цестия появились и в континентальной Европе. По-прежнему это были фолли, то есть образцы садово-парковой архитектуры.



Пирамида в Парке Монсо, Париж (1773-1778)



Пирамида в парке Wilhelmshöhe, Кассель (ок. 1775)



Пирамида в Царском Селе (1770-е – 1780-е годы)



Пирамида в парке Désert de Retz (построена между 1774 и 1789 годами, отреставрирована после 1973 г.)



Пирамида в Neuer Garten около Потсдама (построена между 1786 и 1791 годами)

Ну, и завершим мы этот обзор европейских пирамид, созданных в XVIII веке по образу и подобию пирамиды Цестия, впечатляющим проектом французского архитектора Этьена-Луи Булле (Etienne-Louis Boullée)



Этьен-Луи Булле. Кенотаф, проект (ок. 1780)

* * *
В данной заметке использованы сведения из публикаций:

1. Patrizia Granziera. Freemasonic Symbolism and Georgian Gardens. http://www.esoteric.msu.edu/VolumeV/Freemasonill.html
2. Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture, p. 27. Routledge Cavendish, 2003.
Спасибо! Чрезвычайно интересно! Поражает, конечно, степень утраты информации о всех этих "восточных тайнах". При огромном-то интересе... Даже Наполеон, едва укрепившись, первым делом ринулся в Египет...
вероятно по просьбе папы римского в обмен на признание второго брака, дабы содрать и уничтожить мрамор с пирамид, а то на мраморе много неудобного для правильной картины истории написано было.
Еще как слышал! Но эту пирамиду построили по приказу Наполеона ПОСЛЕ его Египетского похода. Вообще, именно после этого похода по Европе распространилось правильное знание о том, как выглядят пирамиды в Гизе. Кстати, у меня уже давно подобран материал о до-Наполеоновских визитах европейцев к этим пирамидам. Осталось только изложить. Эх, планы, планы...

Кстати, по ссылке, которую Вы дали, автор блога почему-то в качестве источника указывает какой-то немецкий сайт. Хотя на самом деле он просто утащил текст с картинками у Сергея Дыбова: http://severr.livejournal.com/21169.html.
Люблянская пирамида - монумент в честь Зиги Зоиса (Ziga Zois, 1747 - 1819), создан словенским архитектором Joze Plecnik в 1927 году.

Вообще, этот Плечник занимался реставрацией остатков Римской стены. Ну и, кое-что (пирамиду, арочный свод, фрагменты стены, парк внутри стен) творчески добавил от себя.

http://www.european-pyramids.eu/wb/pages/european-pyramids/city-pyramids/ljubljana.php
http://www.waymarking.com/waymarks/WM4KHW_Roman_Wall_Pyramid_Ljubljana_Slovenia
Спасибо! Очень интересно.

Сам я иногда размышляю о предназначении пирамид. Сейчас, мне кажется, что это просто древнеримские вечерние фонари. На это намекает название пирамиды - огонь в середине и изображение на долларовой банкноте )
Фонарей обычно бывает много. А пирамид - очень мало. У меня это как-то не стыкуется.

Вообще-то, в энциклопедиях пишут, что совсем древние греки насыпали на границе своих владений кучи камней и посвящали их Гермесу (назывались такие кучи гермами). Теперь вспомним из школьного курса истории, что первую египетскую пирамиду (пирамиду Джосера) спроектировал великий жрец Тот, которого потом обожествили. В классической европейской эзотерике (времен Ренессанса и далее везде) Тот отождествлялся с Гермесом. То есть, нас со школы учат, что египетские пирамиды имеют отношение к Гермесу - так же, как и древнегреческие пирамидообразные каменные кучи-гермы. До кучи (кхм...) вспомним, что по-арабски пирамида будет "харам", а Гермес в арабском произношении - Харамис. (Харам - храм - ашрам, кстати). Все это кагбэ намекаэ, что пирамида - изначально культовое сооружение, никаких других предназначений у нее нету.
В Риме есть и другие пирамиды (как минимум в нескольких церквях замечены гробницы в виде пирамид).
Плюс там полно египетских обелисков (причем есть много настоящих из Египта, а в одном парке был замечен обелиск местного изготовления).
Это я к тому, что может быть и не было такого уж неодобрения пирамид Ватиканом. Потому что не было неодобрения всего египетского монументального строительства (а скорее наоборот - была тяга к).
//В Риме есть и другие пирамиды//

Надо конкретно смотреть даты и причины их установки

//Плюс там полно египетских обелисков//

Около пятнадцати. Полная информация здесь: http://www.romeartlover.it/Obelisks.html

//может быть и не было такого уж неодобрения пирамид Ватиканом//

Ну, я ж говорю, это гипотеза. Причем относительно одной конкретной пирамиды (Цестия) и в конкретный период времени (конец 17 - начало 18 века). Никаких утверждений общего характера я не делал.

Кроме того, на протяжении 18 века Ватикан с масонами бодался. А масоны с пирамидами носились как с писаной торбой...
Интересно, а были ли в Европе до этого вообще какие-либо обелиски и стелы? Возможно, что рассказы о "египетских пирамидах" - это рассказы о римских обелисках. Это бы объясняло 1) якобы существовавшие надписи на стенах настоящих пирамид, 2) тенденцию к зауживанию пирамид в рисунках и архитектуре.

И, кстати, пирамида Цестия стоит очень низко относительно проходящей рядом дороги. Метра три, наверное.
По официальным данным, т.наз. Ватиканский обелиск стоял в Риме с незапамятных времен (с 3-го века, если прав мой склероз). Еще ряд обелисков, привезенных в Рим из Египта, попАдали и были погребены под "культурными слоями", но, начиная с конца 16 века, их стали раскапывать и ставить на площадях Рима. Я об этом писал вот тут: http://nezvanov.livejournal.com/8031.html и http://nezvanov.livejournal.com/6347.html.

Обелиски (в отличие от пирамид) рисовал целый ряд итальянских художников 16 века (без сюжетной привязки к Египту). Пирамиды начали рисовать в 17 веке. По моим прикидкам получается, что пирамиды ввел в Европейский культурный контекст Афанасий Кирхер. С его подачи их стали изображать островерхими. Я думаю, что это произошло, потому что считалось, что на стенах пирамид высекали древнюю сакральную мудрость. Поэтому стены должны быть достаточно вертикальными - иначе читать совсем неудобно...
Прозрачные пирамиды.
User chispa1707 referenced to your post from Прозрачные пирамиды. saying: [...] в последующее, XVIII столетие европейцы изображали (и строили, как я показал в предыдущем посте [...]


Свято-Никольский храм, Севастополь.