Архитектура Иорданской Петры

Древний город Петра в Иордании – уникальный памятник архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давно собирался о нем написать, и тут очень кстати на днях ув. masterok опубликовал пост, посвященный Петре (http://masterok.livejournal.com/1381821.html), с замечательной подборкой фотографий, которыми я воспользуюсь в своей заметке. Также пост Мастерка содержит основную информацию о Петре, которую можно почерпнуть из энциклопедий и услышать от экскурсоводов: город был построен (точнее сказать – вытесан в скалах) «загадочным народом набатеев» примерно в промежутке с 3 века до н.э. по 1 век н.э., открыт миру в 1812 году швейцарцем Иоганном Людвигом Буркхардтом и т.д.



Эль-Хазне, самый известный архитектурный памятник Петры

Тут я хотел бы сказать о двух моментах, которые бросаются в глаза многим посетителям Петры, но редко упоминаются в ее описаниях.

Во-первых, Петра производит впечатление гигантской декорации. За фасадами, по сути дела, ничего нет. Присутствуют многочисленные входы в пещеры, но это именно пещеры, а не, скажем, величественные залы. Иногда эти пещеры чисто убраны, подсвечены и очень красивы – за счет красоты пород, в которых они вырублены. В большинстве же случаев они темны, грязны и, пардон, пованивают – с общественными туалетами в Петре проблема.

Во-вторых, в основном архитектура Петры выглядит так:



Типичная архитектура Петры

В ряде мест встречаются более изысканные рельефы, например:



Не очень типичная архитектура Петры

Но все-таки преобладающий тип фасадов именно такой:



Еще пример типичной архитектуры Петры

Однако же, я хотел бы поговорить о двух архитектурных монументах, резко выделяющихся из общего ряда: Эль-Хазне (см. фотографию в начале поста) и храме Ад-Дэйр:



Храм Ад-Дэйр, Петра

Фасад Ад-Дэйра, по сути, является незначительной вариацией фасада Эль-Хазне. Он больше размером и – интересный момент – у него не проработаны архитектурные детали. Такое впечатление, что работы были приостановлены и в итоге так и не завершены.

Посмотрим теперь еще раз на фасад Эль-Хазне:



Эль-Хазне, Петра

Постараемся ЧЕСТНО ответить себе на вопрос: какой это архитектурный стиль? Я полагаю, что честный ответ будет: барокко.

Разумеется, знатоки архитектуры скажут, что разорванный фронтон, столь характерный для барокко, использовался и в эпоху эллинизма (а храмы в Петре как раз и являются образцами архитектуры эпохи эллинизма!), и, разумеется, приведут полтора примера использования разорванного фронтона тех времен (ворота Милетского рынка; фреска из Помпейской виллы Боскореале, изображающая такой тип фронтона)… Однако ж, повальная мода на разорванные фронтоны пришлась именно на эпоху барокко. Следует ли предположить, что архитекторы, проектировавшие барочные храмы, ездили вдохновляться к туркам в Милет и мистическим образом воспринимали облик разрушенного землетрясением в 11 веке рынка или столь же мистическим образом прозревали фрески в тогда еще нераскопанных Помпеях?

Но если не вдаваться в обсуждение столь эффектной детали как разорванный фронтон, а просто посмотреть неангажированным взглядом на эти фасады в целом – то какой это все-таки стиль?

Мой ответ: это чистейшей воды барокко.

И я даже могу указать, какой храм служил источником вдохновения для создателей чудес архитектуры Петры:



Собор в Ното, Сицилия

Замечательный образец сицилийского барокко, вторая половина XVIII столетия. Посмотрим на детали:



Слева - собор в Ното, справа – храм в Петре





Сверху - собор в Ното, внизу – храм в Петре

Вот как-то так.

Кроме двух барочных храмов, в Петре есть еще один архитектурный памятник, на который я обратил особое внимание:



Гробница (?) в каньоне Сик, Петра

Вытянутые вверх, «острые» пирамиды характерны для европейской культуры 16 – 18 веков (мы говорили о них в предыдущем посте). Там же мы привели пример здания, в оформлении которого были, как и на фотографии выше, использованы и колонны, и «острые» пирамиды – это монастырь Эскориал недалеко от Мадрида. Вообще, пик использования заостренных пирамид в европейской архитектуре приходится на 18 век (см. мой пост «Пирамиды в европейской архитектуре XVIII века».

Расцвет сицилийского барокко также приходится на 18 век.

В общем, архитектурные шедевры Петры – это 18 век, ребята.

Замечание. Следует, точности ради, упомянуть, что собор в Ното получил серьезные неустранимые повреждения во время землетрясения в 1990 году, и в 1996-м почти полностью обрушился. Он был отстроен заново и открыт в 2007 году.
Чрезвычайно интересно! Но... трудно так вот сразу согласиться с тем, что эти скальные храмы - это 18 век...

Кстати, любители подражать Петре были и в России в 18 веке. Причем до(!) ее формального открытия Бухгардтом:

//любители подражать Петре были и в России в 18 веке//

Петра в 18 веке не была известна. Ее открыл Буркхардт в 1812 году (см. начало моего поста).
Еще один вариант (по-моему, более вероятный) состоит в том, что и Милетский рынок, и Петра - это примеры архитектуры самой поздней античности перед кризисом. А после того, как "оправились" - продолжили примерно с того же, на чем закончили... Но тут, конечно, подразумевается слишком много спекулятивных предположений.

Одно мне кажется очевидным: ни в конце 17, ни в начале 18 века вести подобные масштабные работы на оттоманской территории европейцы не могли. А заподозрить оттоманов в возведение подобных конструкций в Петре очень трудно.
//ни в конце 17, ни в начале 18 века вести подобные масштабные работы на оттоманской территории европейцы не могли//

Кто-то из местной знати нанял европейского архитектора, и местные каменотесы под его руководством сваяли это чудо. Точно так же, как главным архитектором Тадж-Махала был француз.
...И верно - полная нефункциональность сооружений Петры. То есть, декорация, в духе искусственных руин XVIII века.
Тогда вопрос - кто всё это строил в Петре в 18 веке? Османская империя была в расцвете
Это два разных момента - смотреть на контекст с точки зрения архитектуры и строить догадки на тему откуда это все. Архитектурный контекст храмов Петры (именно храмов) - уникальный. И ко всему прочему это - декорация, фейк. Все это указывает на 18 век - об этом и статья.

А кто все это строил - можно и погадать. Оттоманская империя в 18 веке - активный участник европейских событий, воюет с Австрией и, соответственно, союзничает с Францией, врагом Австрии (в Артиллерийской школе у турок преподают французские инструкторы), сохраняются традиционные связи с Венецией... В Османской империи многие представители знати ориентируются на Европу, имеют кругозор и интерес к Европейской культуре. В Европе модны "фолли" - садовые архитектурные сооружения в стиле экзотической древности, античных развалин и т.д. Кроме того, в империи существуют влиятельные группы христиан. Можно погадать на тему, кому именно пришла в голову создать в иорданской пустыне, в живописном месте, где находилось типичное бедуинское поселение в скалах, такую экзотику. Кстати, внутри храма Ад-Дейр нашли высеченное на стене христианское распятие (официальная точка зрения: в 4-5 веках там был христианский монастырь). Может быть, и кто-то из влиятельных ближневосточных христиан приложил к созданию комплекса Петры руку... А дальше - как я писал: наняли европейского архитектора, подогнали каменотесов...
Очень правдоподобно!
Я определял для себя стиль Петры как классицизм и удивлялся, откуда он взялся в пустыне. Довольное позднее время открытия комплекса так же наводит на размышления.

Интересно, как вы вышли на сицилийский прототип.
Случайно посетили Ното и архитектура собора сразу же напомнила вам о растиражированном изображении Эль-Хазне или в обратном порядке ?
или, может быть, уже сформулировав гипотезу, подбирали наиболее подходящее сооружение из некой базы изображений барочных соборов. (с трудом даже представляю, как это можно сделать)
Размышляя о Петре, смотрел картинки в Сети. Было понятно, что стиль гораздо ближе к барокко, чем к классицизму. Стал смотреть барочные фасады. Наткнулся на храм в Сиракузах, который показался мне особенно близким по духу. Стал смотреть "сицилийское барокко" - и вышел на храм в Ното.
вот пример сицилицского барокко века эдак 17
https://lh6.googleusercontent.com/-K-ZbTit3N60/Uh7JgPgKf9I/AAAAAAAAPTY/XuKDJxcleGk/s0/DSC_5136.JPG

петра - это на мой взгляд не барокко, нет криволинейных элементов и детализация более скудная. поздняя античность - да. тем более, вся петра больше смахивает на комплекс гррбниц.
а разорванные портики и в античности встречались, например рынок Траяна в Риме (аркада второго этажа демонстрирует их целый зоопарк).
//петра больше смахивает на комплекс гррбниц//

Вы там были? Нет там никаких гробниц. Обычное норное/ пещерное поселение бедуинов (таких до сих пор немало имеется от Марокко до Пакистана), а снаружи высечена ДЕКОРАЦИЯ.

//например рынок Траяна в Риме (аркада второго этажа демонстрирует их целый зоопарк).//

Где???? Что-то я не заметил. И, вообще-то, рынок Траяна расчищали от более поздней архитектуры, здания сносили и т.п. - не стоит об этом забывать.
Очень интересную тему Вы затронули. Корю себя, что проглядел. Требует осмысления и развернутого ответа, возможно, отдельным постом.
Здесь же отмечу "карго-культовый" характер сооружений Петры.
А. Павленко уже заметил, что они абсолютно не функциональны. А если учесть, что магистральная линия развития архитектурных форм - от утилитарных к декоративным, то уже одно это мешает видеть в сооружениях Петры предтеч барокко. Не затрагивая вопрос об абсолютной и относительной хронологии.