nezvanov (nezvanov) wrote,
nezvanov
nezvanov

Category:

Иоанн Креститель Трижды Величайший (продолжение)

4. Гермес и Иисус

Согласно Евангелиям, Иоанн совершил два основных деяния в своей жизни: во-первых, это проповедь и призыв к крещению, и во-вторых – провозглашение Иисуса мессией (во время его крещения). В соответствии с этими деяниями Иоанн получил два прозвища – Креститель и Предтеча. Трактат №4 Герметического свода, как мы увидели, объявляет Крестителем Гермеса. А в другом герметическом трактате – трактате № 13 – Гермес Трисмегист выступает в роли Предтечи, провозвестника Бога-Сына, спасителя человеческого рода.

Трактат № 13 называется ни больше, ни меньше – «Тайная нагорная проповедь». Начинается он так:

«ТАТ. В "Общих положениях", отче мой, ты говорил загадками о божественных деяниях, и ты не открыл смысл своих слов, когда сказал, что никто не может быть спасен без нового рождения. ... Поведи же меня теперь, как ты обещал, к последнему посвящению возрождения, будь то голосом, будь то тайным путем (способом). Я не знаю, о Триждывеличайший, из какого лона, из какого семени рождается Человек.
ГЕРМЕС. О сын мой, лоно есть Мудрость в Молчании, а семя есть истинная Благость.
ТАТ. А кто ее сеет, отче мой? - я в полном недоумении.
ГЕРМЕС. Воля Божия, сын мой.
ТАТ. А как он рождается, отче мой? Лишенный видимого вещества, какое есть во мне, он должен быть иным.
ГЕРМЕС. Рожденный - иной, он Сын Бога.»

И далее:

«ТАТ. Скажи мне еще вот что: кто родитель возрождения?
ГЕРМЕС. Сын Бога, человек, по Воле Божией.»

Таким образом, Гермес возвестил: никто не может быть спасен (возрожден) без нового рождения - рождения Человека, сына Бога. Если при этом учесть, «лучезарное Слово – это Сын Божий» (Трактат № 1 «Поймандр»), то мы имеем, по сути, тождество с тем, что говорится в Евангелии от Иоанна:

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Иоанн 1:14)

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоанн 1:16)

Для читателя герметических текстов, восприимчивого к древней мудрости, было бы естественным, после столь знаменательных совпадений, отождествить Гермеса и Иоанна Крестителя, или, если угодно, увидеть в Иоанне Крестителе воплощение Гермеса.

Иоанн, согласно Евангелиям, называл Иисуса «Идущий за мной», «Сильнейший меня» (Марк 1:7, Матфей 3:11, Иоанн 1: 27), «идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви» (Лука 3:16). Принимая во внимание отождествление Иоанна Крестителя и Гермеса, вытекающее из текстов Герметического свода, зададимся вопросом: а есть ли в Евангелиях указания на то, что Иисус – тот, кто идет за Гермесом и сильнее его?

Оказывается, есть.

Обратимся к текстам Матфея и Луки и проследим, как разворачиваются события после казни Иоанна Крестителя.

Царь Ирод узнает о чудесах и проповедях Иисуса и приказывает найти его (Лука 9:9). Ирод считает, что Иисус – «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Матфей, 14:2). Апостолы рассказывают Иисусу о казни Иоанна; Иисус вместе с учениками покидает земли Ирода и направляется на север. За ним следуют толпы людей, жаждущих увидеть чудеса, исцелиться от болезней и услышать проповеди Иисуса. Иисус исцеляет, проповедует, кормит несколькими хлебами тысячи человек; он идет дальше на север и оказывается около Кесарии Филипповой.

Дальнейшее настолько важно, что вместо пересказа мы просто процитируем Матфея:

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.» (Матфей, 16:21)

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.» (Матфей, 17: 1 – 3).

«...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.» (Матфей 17:6).

Итак, Сын Человеческий молится «в уединенном месте» (Лука 9:18), открывает ученикам суть своей миссии («должно идти в Иерусалим ... быть убиту, и в третий день воскреснуть»), после этого – по прошествии шести дней (!) – поднимается на высокую гору, где являет ученикам свою божественную сущность («просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»). То есть – Иисус провел несколько дней в Кесарии Филипповой, чтобы подготовиться к своему исходу, «который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лука 9:31).

Почему именно в Кесарии Филипповой? Потому что место это – особое.

Иосиф Флавий пишет, что прежнее название Кесарии Филипповой – Панеас (в арамейском произношении – Баньяс). Место это было названо так в честь бога Пана – сына Гермеса. Там было святилище Пана, и стояла его статуя, охранявшая вход в пещеру, в которой находился источник, колодец неизмеримой глубины. Пещера располагалась на склоне горы Хермон, горы Гермеса, и если принять во внимание, что Гермес, среди прочего, был проводником душ умерших в место их вечного обитания - Гадес, или, попросту, – в ад, то неудивительно, что пещера эта считалась вратами ада.

Именно здесь Иисус готовил себя к тому, чтобы принять мученическую смерть ради спасения рода человеческого. Именно здесь он сказал Петру: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфей 16:18). Упоминание врат ада не вполне понятно из контекста Евангелия, если не принимать во внимание, где именно были произнесены эти слова.

Проведя у врат ада несколько дней (согласно Матфею – шесть, согласно Луке – восемь), Иисус поднимается на гору Хермон, где происходит его преображение, после чего Голос из облака возвещает: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Таким образом, на горе Гермеса Иисус получает божественную силу и власть.

После этого Иисус идет в Иерусалим. И что же он в первую очередь делает в Иерусалиме? А вот что:

«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (Матфей, 21: 12 – 13)

Смысл этого действия становится понятным, если вспомнить, что покровителем торговцев («продающих и покупающих») является Гермес: храм Гермеса стал храмом Иисуса.

Этот важнейший момент отражен в символике одной из христианских церквей – Сиро-Яковитской Православной Церкви. Один из символов, включенный в герб этой церкви, явно эволюционировал из кадуцея – магического жезла Гермеса:



Герб Сиро-Яковитской Православной Церкви

5. Христиане Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель в какой-то момент испытал сомнение: является ли Иисус истинным мессией? И послал к нему своих учеников с вопросом: «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:2-3). Этот евангельский эпизод отражает борьбу доктрин и идей в реальном мире: начиная с 16 века, в Европу поступает отрывочная информация о существовании в низовьях Евфрата общины, почитающей Иоанна Крестителя в качестве Учителя и считающей Иисуса лже-мессией. Первые сообщения пришли от португальских монахов, находившихся в Басре по соглашению между португальцами и местным пашой. Именно они и ввели в оборот название «Христиане Иоанна Крестителя» (самоназвание общины - мандеи). В середине 17 века Игнатиус а Йезу (Ignatius a Jesu) был послан Римом в Басру с целью обращения мандеев в католичество. По возвращении он опубликовал подробный отчет (192 страницы) о религиозной доктрине и обычаях «христиан Иоанна Крестителя».

Мандеи почитают Иоанна Крестителя как Учителя их веры, посвященного в высшее знание, жреца и белого мага (таких людей мандеи называют «назураями»). Иисус также был «назураем», но предал истинную веру, сбил с истинного пути тех, кто последовал за ним, изменил секретным доктринам и сделал религию «проще» (т.е.надругался над сложными правилами очищения, которых придерживаются мандеи). В священных книгах мандеев, написанных на своеобразном диалекте арамейского языка, Иоанн призывает к крещению в Иордане, совершает многочисленные чудесные исцеления слепых, прокаженных, немощных – точь-в-точь, как Иисус в Евангелиях, - полемизирует с Иисусом и изобличает его как лже-мессию. Иисус просит, чтобы Иоанн окрестил его. Несмотря на то, что Иоанн считает Иисуса лжецом и обманщиком, он совершает обряд крещения – по приказу свыше.

Стоит отметить, что, согласно Евангелиям, Иоанн Креститель чудес не совершал (Иоанн, 10:41). Однако, Матфей упоминает, что Ирод, услышав о чудесах, творимых Иисусом, решил, что это воскресший Иоанн. Получается, что, c точки зрения Ирода, Иоанн был чудотворцем. Проговорка Матфея свидетельствует о том, что неупоминание чудес Иоанна в Евангелиях – это сознательная политика авторов (и редакторов) евангельских текстов.

Космогонические воззрения мандеев испытали на себе влияние многих религиозных доктрин, для нас важно наличие существенного сходства между космогонией мандеев и герметических текстов.

Бог у мандеев не имеет собственного имени как такового, в священных текстах он именуется по-разному, распространенные наименования – «Первожизнь» и «Король Света». Бог порождает несколько светлых эманаций, и сын одной из эманаций – Птахил – является демиургом, творцом материального мира. Птахил творит мир из темной бурлящей воды, смешанной с грязью, которая находится внизу, в черной бездне. Там, в этой бездне, обитает злой демон - Руха, дух обольщения. Птахил вступает в связь с Рухой, и от этой связи рождаются семь планет. Затем, после нового соития с Птахилом, Руха рождает двенадцать монстров – Зодиак.

Процитируем для сравнения Герметический трактат №1 – «Поймандр». Бог в трактатах Герметического свода именуется «Жизнь» и «Свет».

«4) ... Все стало Светом, мягким и приятным, пленяющим мой взгляд.
Вскоре после этого спустилась тьма, жуткая и мрачная, завивающаяся в спирали, подобно змеям, как мне показалось. Затем эта тьма превратилась в нечто влажной природы, бурлящее невыразимым образом ...

5) Святое Слово спустилось из Света и покрыло Природу, чистый огонь восстал из влажной Природы ввысь, к тонкому миру; он был легкий, проникновенный и в то же время действенный. И воздух благодаря своей легкости последовал за огненным языком; от земли и от воды он восходил к огню, к которому он как будто был подвешен. Земля и вода оставались на месте перемешанными настолько, что через одно не было видно другое ...»

«9) Ум, Бог, ... , который есть жизнь и Свет, сотворил Своим Словом иной созидающий Ум - Демиурга, бога огня и дыхания, который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой.»

Семь Управителей – это семь планет. Сходны, таким образом, не только описания соития сына Света (Птахил в текстах мандеев иногда именует себя именно так) и темной влажной турбулентной Природы (Рухи), инициировавшего, по сути, процесс создания мира, - общим для космогонии мандеев и герметиков является то обстоятельство, что прежде всего, в самом начале творения, возникли планеты, управляющие чувственным миром.
Планеты и звезды (Зодиак) управляют человеческими судьбами – это один из краеугольных догматов герметической доктрины. Многие из астрологических трактатов написаны от имени Гермеса, например, одно из важнейших астрологических сочинений называется Liber Hermetis. В трактате "Врачебная математика Гермеса Трисмегиста Аммону Египтянину" подробно объясняется, какие созвездия и планеты управляют различными частями и органами человеческого тела.

Ровно эти же идеи содержатся в священных книгах мандеев. Все священнослужители мандеев являются астрологами, они обязаны знать, какие планеты и зодиакальные созвездия управляют тем или иным днем года и отдельными часами внутри дня, и давать, сообразно расположению небесных тел, соответствующие рекомендации членам общины. Иными словами, астрология является фактором, определяющим повседневную жизнь мандеев. Необходимая астрологическая информация содержится в одной из их священных книг – Сфар Малваша («Книга Зодиака»).

Год у мандеев состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом, и пяти дополнительных дней. Напомним, что, согласно Плутарху («Осирис и Изида»), эти дополнительные дни появились в календаре благодаря Гермесу. В календаре мандеев эти пять дней посвящены пяти повелителям подземного мира. На эти дни у мандеев приходится важнейшее религиозное действо – фестиваль, посвященный умершим и крещению. Крещение мандеи совершают многократно в течение своей жизни, в соответствии со сложными предписаниями своей религии. Крещение совершается в «иордане» - так мандеи называют любую реку и вообще любую проточную воду, в которой можно совершить обряд священного омовения. Фестиваль называется «Панья», и это название немедленно вызывает ассоциации с городом Панеас (Баньяс) у подножия горы Хермон и находившейся там пещерой Пана, которая являлась одновременно входом в подземное Царство умерших и одним из истоков реки Иордан.

Параллели между герметической доктриной и религией мандеев многочисленны и разнообразны, но мы не будем углубляться далее в их анализ и ограничимся приведенными примерами. Богатую пищу для размышления в этом плане дает книга Этель Дроуэр «Секретный Адам» (E.S.Drower. The Secret Adam, a study of Nasoraean Gnosis. Oxford, 1960). Отметим лишь еще один пример из этой книги: до сих пор одним из наиболее популярных имен у мандеев является Хирмиз.

Религия мандеев является живым свидетельством того, что доктрины и идеи, соотносимые в контексте Европейского Ренессанса с Гермесом, имеют прямое отношение к Иоанну Крестителю. Кроме того, в мандеизме открыто заявлен антагонизм Иоанна и Иисуса. Существовала ли идея такого антагонизма в Европе в Эпоху Возрождения? Надо полагать, что да, поскольку Тридентский Собор на Седьмой Сессии (открывшейся, согласно документам, 3 марта 1547 года) принял Каноны Крещения, и первый (!) канон звучал так:

«Тот, кто утверждает, что крещение Иоанна имеет такую же силу, как крещение Христа, да будет предан анафеме.»

Вот так. Иоанн должен знать свое место. Иоанн у Иисуса «недостоин развязать ремень обуви», Иисусу «должно расти», а Иоанну – уменьшаться и т.д. и т.п. А кто думает иначе – да будет предан анафеме.

Продолжение
Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments