nezvanov (nezvanov) wrote,
nezvanov
nezvanov

Categories:

Иоанн Креститель Трижды Величайший (благодарности и источники информации)

Благодарности

Автор выражает благодарность всем участникам форумных площадок проекта «Цивилизация» (http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/listForums.aspx). Дискуссии на форумах проекта стимулируют мысль и воображение, а также позволяют увидеть многие исторические события и процессы в неожиданном ракурсе.

Хочу поблагодарить отдельно:

юзера MOR, который поместил в одном из постингов фотографию Сирийского православного патриарха Антиохии и всего Востока Мара Игнатия Закки I Иваса с жезлом Гермеса;

юзера Semper Fidelis, переведшего с латыни, по моей просьбе, два тезиса Пико делла Мирандолы (тезисы 1 и 2 раздела 19 работы «900 тезисов»);

А.Стамболи (aka Cagor), чье систематическое изложение символики Грааля и Таро в его книге «Наполеон в поисках чаши Грааля» парадоксальным образом способствовало тому, что разрозненная информация, имеющая отношение к Иоанну Крестителю, гностическим верованиям и мистическим доктринам эпохи Возрождения, вдруг сложилась в моей голове в единую стройную систему;

В.Иванова (aka Dist), чьи постинги вызвали мой интерес к таким неординарным фигурам эпохи Возрождения, как Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола;

М.Пирогову (aka Fomenkistador), обратившую мое внимание на необычный артефакт, известный как «Альбом Виллара д’Онекура». Некоторые рисунки из этого альбома, собственно, и явились отправной точкой для исследования, результатом которого стала данная статья.



Альбом Виллара д’Оннекура. Лист 11 verso, фрагмент.

Источники информации

1. Иоанн Креститель – краткая биографическая справка

Биография Иоанна Крестителя излагается по статье С.Аверинцева «Иоанн Креститель» в Энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1994. Все упоминаемые в тексте события в явном виде отражены в Евангелиях.

2. Два портрета

Информация об исследовании картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» в монохроматическом свете приведена на сайте, посвященном его творчеству: http://www.lairweb.org.nz/leonardo/.

Репродукции всех картин, используемые в этой статье, взяты с сайта “World Gallery of Arts”, http://www.wga.hu/.

3. Герметизм и крещение

История появления герметических текстов в Европе излагается по книге Ф.Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» (Первая глава). Трактаты Герметического Свода цитируются по книге «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада» (М., Алетейа, 1998). В этой же книге приведены обширные фрагменты книги Ф.Ф.Зелинского «Гермес Трижды-Величайший» (1905), где, в частности, содержится замечание об использовании слова baptison в трактате №4 «Кубок и единство».

4. Гермес и Иисус

Описание пребывания Иисуса в Панеасе и на горе Хермон в значительной степени следует статье Берта Гэри (Bert Gary, “Caesarea Philippi, Geography And Greek Mythology”, http://www.jibe-edu.org/clientImages/28237/JCJournalArticles/caesareaphilippi.pdf).

Иосиф Флавий пишет о бездонной пещере около Панеаса (Пания, Панеады) в «Иудейских древностях» (Книга пятнадцатая, 10:3). Остатки святилища, посвященного богу Пану, являются одной из основных туристических достопримечательностей Баньяса. Информация об этом святилище имеется, например, на сайте Дэвида Пэдфилда (http://www.padfield.com/1996/caesphil.html), а также на множестве туристических сайтов.

Фотография Сирийского православного патриарха Антиохии и всего Востока Мара Игнатия Закки I Иваса взята с сайта Сетевой энциклопедии «Википедия» (http://ru.wikipedia.org), из статьи «Сиро-Яковитская Православная Церковь».


5. Христиане Иоанна Крестителя

Информация о мандеях взята из следующих источников:

1. Сетевая энциклопедия «Википедия» http://en.wikipedia.org , статья “Mandaeism”.
2. Британская энциклопедия, издание 1911 года (http://www.1911encyclopedia.org/ , http://encyclopedia.jrank.org/), статья “Mandaeans”.
3. Mandaeans of Iraq and Iran, E.S. Drower, Leiden, 1962 (отрывки см. http://www.farvardyn.com/mandaean.php )
4. The Secret Adam. A study of Nasoraean Gnosis, E.S.Drower, Oxford University Press, 1960 (http://www.egnu.org/~mandaean/The_Secret_Adam_Drower.pdf).
5. "Sidra d-Yahia" (Book of John) - Gnostic John the Baptizer: Selections from the Mandaean John-Book, Together with Studies… by G. R. S. Mead. Watkins, London,
1924 (http://www.mandaeanworld.com/text_john_mead.html )
6. Сайт “Mandaean world” (http://www.mandaeanworld.com/).

С изложением документов Тридентского Собора (на английском языке), в частности, с канонами крещения, можно ознакомиться, например, на сайте <http://www.forerunner.com/chalcedon/x0020_15._council_of_trent.html>. См. также «Католическую энциклопедию» (http://www.newadvent.org/cathen ), статью “Baptism”.

6. Енох

Фрагмент из книги «Гинза-Рба» про Аноша-Утру цитируется по «Mandaeans of Iraq and Iran» Э.Дроуэр (стр. 39).

«Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы цитируется по переводу на русский язык, размещенному на сайте Русской Христианской гуманитарной академии http://anthropology.rchgi.spb.ru/piko/piko_t1.htm . Кроме того, в Сети размещен латинский текст, например, на сайте http://www.lyber-eclat.net/lyber/mirandola/piclatin2.html , а также перевод на английский http://www.cscs.umich.edu/~crshalizi/Mirandola/.

Изложение иудаистских комментариев относительно Ангела лика в значительной степени следует книге С.Полонского «Вот имена» (http://tikva-israel.com/pina_imena.html ) .

По поводу Илии как Ангела Завета см. статьи «Илия» и «Кресло Илии» в «Еврейской энциклопедии» (http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=247&letter=E ; http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=247&letter=E ).

7. Енох, Гермес и Иоанн

Взгляды Мирандолы и Рейхлина излагаются по статье «Macrocosm and microcosm» из «Словаря истории идей» (The Dictionary of the History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas, edited by Philip P. Wiener, published by Charles Scribner's Sons, New York, 1973-74), см. http://etext.virginia.edu/cgi-local/DHI/dhi.cgi?id=dv3-16

Изложение небесной иерархии ведется с учетом главы 10 книги 3 «Оккультной философии» Корнелия Агриппы (http://traditionallib.narod.ru/delo/west/occult/agrippa03.htm#part10 ). Впрочем, Агриппа весьма строго следует системе Мирандолы и Рейхлина.

Текст «900 тезисов» Мирандолы (на латыни) см. http://www.esotericarchives.com/pico/conclus.htm

Описание «ангельских алфавитов» 16 столетия содержится в статье Cameo Wood “Reclaiming the divine tongue: the place of the Book of Enoch in the search for angelic languages” (см. http://student.bennington.edu/~cameo/assets/Papers/Reclaiming_the_Divine_Tongue.pdf).

О том, что Гермес был «изобретателем грамматики» пишет, в частности, Плутарх в «Исиде и Осирисе». Евсевий Кесарийский упоминает, что египтяне считали Гермеса «изобретателем букв»; см. Praeparatio Evangelica, книга 2, глава 1 (http://www.tertullian.org/fathers/eusebius_pe_02_book2.htm).

Иосиф Флавий пишет о потомках Сифа – изобретателях астрологии в Главе 2 книги 1 «Иудейских древностей».

Евсевий называет Еноха изобретателем астрологии в главе 17 книги 9 Praeparatio Evangelica (см. http://www.tertullian.org/fathers/eusebius_pe_09_book9.htm). Об изданиях Евсевия и других раннехристианских авторов (Тертуллиана, Оригена, Дионисия Ареопагита) в 15 – 16 столетиях см., например, главу 17 тома 1 фундаментального издания The Cambridge Modern History (Cambridge, 1903), http://www.uni-mannheim.de/mateo/camenaref/cmh/cmh117.html#585.

Ямвлих пишет о «колоннах Гермеса» в сочинении De mysteriis Aegyptiorum. На сайте Амстердамской Библиотеки герметической философии (Bibliotheca Philosophica Hermetica) (http://www.ritmanlibrary.nl/index.html) приведена информация о ранних изданиях этого труда (1497, 1516 и др.), см. http://www.ritmanlibrary.nl/c/p/pub/on_pub/pat/pat_pri_B1.html.

По поводу традиции отождествления Еноха и Гермеса в алхимических трактатах см. работу Линна Торндайка «История магии и экспериментальной науки» в книге «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада».

Подробнее о функциях Гермеса и Еноха-Метатрона см., например, статью «Гермес» в Энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1994, а также статьи «Енох» и «Метатрон» в Еврейской энциклопедии (http://www.jewishencyclopedia.com). Отметим также описание Клементом Александрийским в Stromata (книга 6, глава 4) шествия в честь Гермеса, где участники представляют различные его роли – Музыкант, Астролог, Священный Писец (см. http://www.newadvent.org/fathers/02106.htm).

С философией Афанасия Кирхера можно ознакомиться, например, по диссертации Даниэля Стольценберга (http://stolzius.ipsiad.com/dissertation.htm). О тождестве Еноха и Гермеса упоминается, в частности, в главе 3 диссертации.

С текстом «Пастыря Гермаса» (на английском языке) можно ознакомиться, например, на сайте http://www.newadvent.org/fathers/0201.htm. Впервые «Пастырь Гермаса» был напечатан (на латыни) в 1510 году, см. The Cambridge Modern History, том 1, главу 17.

Апостол Павел говорит, что «Иоанн крестил крещением покаяния», см. Деяния 19:4.

8. Ангел во плоти

В каббалистической традиции Метатрон является юношей, см. статью «Метатрон» в Еврейской энциклопедии.

История рисунка «Ангел во плоти» излагается по заметке, опубликованной в журнале Stile Arte № 51 ( Сентябрь, 2001), www.stilearte.it/abstract.asp?stile=51&articolo=007.

Об ученике Леонардо по прозвищу Салаино см. http://www.answers.com/topic/leonardo-da-vinci-s-relationships. Об этом ученике, например, пищет Дж. Вазари. Кроме того, имя «Салаино» написано (и зачеркнуто) на обратной стороне наброска «Ангел во плоти».

9. Перст указующий

В древнейших агадических произведениях Метатрон именуется «указующим перстом» Бога, см. статью «Метатрон» в в Энциклопедии «Мифы народов мира».

Точка зрения Фичино на наследование герметического знания приводится в книге Ф.Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» (Первая глава).
Tags: История
Subscribe

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments