nezvanov (nezvanov) wrote,
nezvanov
nezvanov

Category:

Пирамиды и «египетские» сюжеты в живописи 16 – 17 веков

В классической живописи есть несколько распространенных сюжетов, связанных с Египтом.

Самым популярным является, пожалуй, «бегство Святого семейства в Египет». В Евангелии от Матфея говорится, что после того, как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.

Известны десятки картин на эту тему, созданных крупнейшими итальянскими, голландскими, немецкими, испанскими, французскими мастерами. Когда искусствоведы озаботились каталогизацией классической живописи, эти полотна и фрески получили, как правило, условные названия «Бегство Святого семейства в Египет» или «Отдых Святого семейства на пути в Египет».

Другой популярный сюжет – «нахождение Моисея». Ветхозаветный «Исход» повествует, как некий фараон решил сократить число евреев, бывших в рабстве в Египте, и повелел топить в реке всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору родился Моисей. Матери Моисея удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев, затем, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу реки, где его нашла дочь фараона, пришедшая на купание.

Упомянем также «египетские» мотивы, связанные с Иосифом (сыном библейского праотца Иакова от Рахили), Клеопатрой – однако они встречаются в классическом изобразительном искусстве значительно реже, чем «бегство в Египет» и «Нахождение Моисея», поэтому мы сосредоточимся в первую очередь именно на этих двух сюжетах.

Известен любопытный факт: в работах художников 15 – 16 веков отсутствуют какие-либо детали, указывающие, что на картинах изображен именно Египет. Для голландцев, рисовавших «бегство в Египет», характерен голландский пейзаж, для итальянцев – условно итальянский.

Мы не будем пытаться угадать мотивы художников, избегавших изображения какой-либо египетской специфики. Вместо этого мы попробуем отследить, когда типичные символы Египта – скажем, пирамиды или обелиски, появились в «египетских» сюжетах.

Я просмотрел несколько десятков репродукций мастеров 16-17 веков, размещенных на сайтах http://www.wga.hu, http://www.wikipaintings.org/, http://www.artbible.net/, http://gallerix.ru/ и некоторых других, с изображениями «бегства в Египет» и «нахождения Моисея».

Вот мой список авторов с указанием (примерных) дат создания произведений, посвященных бегству Святого семейства в Египет:

1504___Lucas Cranach the Elder
1507___Yanez de la Almedina, Fernando
1510___Albrecht Altdorfer
1514___Baldung Grien, Hans
1515___Patenier, Joachim
1515___Solario, Andrea
1515___David Gerard
1520___Correggio
1524___Parmigianino
1525___Huber, Wolf
1529___Lorenzo Lotto
1540___Bles, Herri met de
1540___Benson, Ambrosius
1540___Isenbrant, Adriaen
1560___Beuckelaer, Joachim
1563___Pieter Bruegel the Elder
1570___Barocci, Federico Fiori
1582___Tintoretto
1595___Cesari, Giuseppe
1596___Caravaggio
1597___Cesari, Giuseppe
1599___Elsheimer, Adam
1600___Momper, Joos de
1600___Carducho, Bartolome
1600___Mirou, Anthonie
1603___Annibale Carracci
1604___Annibale Carracci
1605___Elsheimer, Adam
1605___Domenichino
1605___Domenichino
1620___Domenichino
1606___Saraceni, Carlo
1607___Jan Brueghel the Elder
1609___Elsheimer, Adam
1620___Ansaldo, Giovanni Andrea
1620___König, Johann
1621___Fetti, Domenico
1628___Gentileschi, Orazio
1630___Caroselli, Angelo
1640___Poelenburgh, Cornelis van
1643___Pietro de Cortona
1627___Poussin, Nicolas
1628___Poussin, Nicolas
1655___Poussin, Nicolas
1657___Poussin, Nicolas
1647___Claude Lorrain
1663___Claude Lorrain
1666___Claude Lorrain
1660___Bourdon, Sebastien


Вот попавшие в мое поле зрения работы, посвященные “нахождению Моисея”:

1518___Raffaello
1540___Bonifacio Veronese
1570___Paolo Veronese
1580___Paolo Veronese
1580___Paolo Calati
1622___Breenbergh, Bartholomeus
1636___Breenbergh, Bartholomeus
1639___Breenbergh, Bartholomeus
1630___Gentileschi, Orazio
1634___Grebber, Pieter de
1635___Rembrandt
1637___Claude Lorrain
1640___Assereto, Gioachino
1650___Bellis
1650___Le Sueur, Eustache
1624___Poussin, Nicolas
1638___Poussin, Nicolas
1647___Poussin, Nicolas
1650___Poussin, Nicolas
1651___Poussin, Nicolas
1655___Bourdon, Sebastien
1661___Bray, Jan de
1675___La Fosse, Charles de
1700___Allegrain, Etienne

Посмотрим на некоторые из упомянутых работ. Вот XVI век:



Андреа Соларио. Отдых на пути в Египет. 1515.




Иоахим Бекелаер. Бегство в Египет. Середина 16 века.




Питер Брейгель-старший. Пейзаж с «бегством в Египет». 1563




Тинторетто. Бегство в Египет. 1582-87.




Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1596-97.




Рафаэль. Моисей, спасенный из воды. 1518-19.




Бонифацио Веронезе. Нахождение Моисея. Середина XVI века.




Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. Ок. 1580.

Ни в одной картине или фреске, датируемой XVI веком, с «египетским» сюжетом мне не удалось найти элементов, которые у современного человека ассоциируются с Египтом в первую очередь – я имею ввиду, разумеется, пирамиды и, кроме того, обелиски.

В XVII веке картина меняется. Пирамиды впервые появляются на небольшой картине Доменикино, которая датируется 1605 годом:



Доменикино. Пейзаж с «бегством в Египет». Ок. 1605. Масло, посеребренная медь. 26 х 35 см.

Сразу отмечу, что ни в одной другой работе этого автора в интервале 1600 – 1620 годов я пирамид не нашел. Более того, у Доменикино имеются еще две работы на этот же сюжет, одна датируется примерно 1605 годом, а вторая – 1620 – 1623 годами. Пирамиды и там, и там отсутствуют.

Иными словами, изображение пирамид у Доменикино выпадает из контекста как работ самого художника, так и живописи начала XVII века в целом.


Первым, кто стал регулярно изображать пирамиды и обелиски на своих картинах, был Николя Пуссен:



Николя Пуссен. Нахождение Моисея. Ок. 1624.

Изображены две пирамиды на заднем плане.




Николя Пуссен. Избиение младенцев. Ок. 1625.

Обелиск на заднем плане.




Николя Пуссен. Оплакивание мертвого Христа. Ок. 1626.

Две пирамиды на заднем плане.


Обелиск присутствует на картине Пуссена «Чума в Ашдоде», датируемой 1630 годом. В 1631 году Анджело Кароселли сделал копию этой картины. Он изменил архитектуру зданий на заднем плане, однако обелиск оставил:



Анджело Кароселли. Чума в Ашдоде (копия картины Н.Пуссена). Ок. 1631.

Примерно в то же время (в 1630 – 40 годах) Кароселли создал полотно на сюжет «Бегства в Египет», и там тоже присутствует обелиск:



Анджело Кароселли. Отдых на пути в Египет. Ок. 1630 – 45 гг.

Следующее (в хронологическом порядке) изображение пирамиды я нашел у голландца Бартоломеуса Бреенберга:



Бартоломеус Бреенберг. Нахождение Моисея. 1636.

Мы видим на картине пирамиду и обелиск.

Бреенберг нарисовал еще одно «Нахождение Моисея» в 1639 году; на картине присутствует обелиск:



Бартоломеус Бреенберг. Нахождение Моисея. 1639.


В 1638 году Николя Пуссен снова обращается к теме нахождения Моисея, и снова изображает пирамиду:




Николя Пуссен. Нахождение Моисея. 1638.


То ли обелиск, то ли сильно вытянутая пирамида изображена на картине Пьетро да Кортона, датируемой примерно 1643 годом:



Пьетро да Кортона. Отдых святого семейства на пути в Египет. Ок. 1643.


Таким образом, мы видим, что пирамиды и обелиски начинают появляться в работах других художников, помимо Пуссена.

Вот примерная хронология произведений живописи XVII века с пирамидами и обелисками:

1605 (Доменикино) – перерыв почти в два десятилетия – 1624 (Пуссен) – 1625 (Пуссен) – 1626 (Пуссен) – 1630 (Пуссен) – 1631 (Кароселли) – 1634 (Пуссен) – 1630-е годы (Кароселли) – 1636 (Бреенберг) – 1638 (Пуссен) – 1639 (Бреенберг) – 1640 (Пуссен) – 1642 (Себастьян Бурдон) - 1643 (Пьетро да Кортона) – 1647 (Эсташ Лесюэр) – 1647 (Пуссен) – 1650 (Пуссен) – 1651 (Пуссен) – 1655 (Пуссен) – 1655 (Бурдон) – 1655 (Бреенберг) – 1657 (Пуссен) – 1660 (Бурдон) – 1663 (Клод Лоррен) – 1666 (Лоррен)…

Остановимся, пожалуй.

Общая картина ясна: пирамиды и обелиски появляются в сюжетах классической живописи в первой половине 17 века; регулярное использование этих элементов в пейзаже начал Николя Пуссен.

Теперь обратим внимание на ряд нюансов.

Продолжение следует
Tags: История
Subscribe

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…