nezvanov (nezvanov) wrote,
nezvanov
nezvanov

Categories:

Пирамиды и «египетские» сюжеты в живописи: 16 век. Подробности

(Начало в предыдущем посте)

Что же мы видим, сравнивая живопись «до-пирамидного» и «пирамидного» периодов? Что общего в интерпретации библейских «египетских» сюжетов – и в чем различие?

Прежде всего, в глаза бросается разнообразие решений художников в воплощении этих тем. Кто-то (например, Караваджо) изображал действующих лиц крупным планом, так, что они занимали практически все пространство картины, другие (например, Питер Брейгель-старший), напротив, уделяли основное внимание пейзажу, и фигурки главных героев становились лишь одним из его элементов… Кто-то отдавал предпочтение камерным композициям, кто-то населял полотно множеством разнообразных персонажей. Мы не видим никаких канонов ни в изображении поз героев, ни в выражениях их лиц, ни в одежде – ни в чем; художники рисовали, попросту говоря, кто во что горазд. Такое разнообразие подходов наблюдается и в XVI, и в XVII веках, с одной лишь разницей: в работах XVII века появляются пирамиды и обелиски. Почему-то никто в XVI веке, несмотря на отсутствие каких бы то ни было ограничений на интерпретации сюжетов, не изобразил эти символы Египта на картинах. И никому из многочисленных заказчиков не пришло в голову предложить художникам изобразить что-нибудь этакое типично египетское – коли уж на картине или фреске будет изображено нахождение младенца Моисея дочерью египетского фараона или бегство Святого семейства в Египет.

Это означает, что до определенного момента ни у художников, ни у заказчиков не было идеи о том, что в картине на «египетский» сюжет было бы уместным изображение пирамиды или обелиска.

Почему?

Возможны два варианта:

1. Ни художники, ни заказчики не знали, что сюжеты бегства Святого семейства или нахождения Моисея имеют отношение к Египту. Они не знали, что семейство бежало именно в Египет, не знали, что царевна, нашедшая Моисея, была именно египетской царевной. Библейский «Египет» не соотносился с географическим Египтом.

2. Ни художники, ни заказчики не знали, что в Египте есть пирамиды и обелиски.

Обсудим первую гипотезу. И в Евангелии от Матфея, упоминающем о бегстве Святого семейства, и в книге «Исход», рассказывающей о нахождении Моисея, Египет поименован в явном виде. Есть, однако, нюанс, который имеет смысл разъяснить: прямые упоминания Египта мы видим в современных, канонических текстах, библейский же канон как раз и был утвержден в середине XVI века – в 1546 году на Тридентском соборе. При этом публикация библейского текста, соответствующего утвержденному канону, произошла намного позднее: лишь в 1590 году папа Сикст VI дал на нее разрешение.

Вот, казалось бы, возможное объяснение: в XVI веке не было Священного писания как единого утвержденного текста, преобладали публикации отдельных библейских фрагментов (например, Пятикнижия Моисея) на основе, возможно, искаженных источников… Однако же, анализ библейских публикаций (начиная с Библии Гуттенберга) показывает, что Египет упоминается везде. Кроме того, о бегстве Святого семейства в Египет – именно в Египет – упоминали многие авторитетные христианские авторы I – IV веков (так называемые «отцы церкви»). Вот, например, цитата из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: «Когда Христос родился, согласно пророчествам, в Вифлееме Иудейском в указанное нами время, Ирод — вследствие расспросов пришедших с востока волхвов: "Где находится новорожденный Царь Иудейский? Мы видели звезду Его, по этой причине отправились в такое путешествие и возымели сильное желание поклониться Рожденному, как Богу" — весьма встревожился этим событием; считая, что его власти грозит опасность, он расспросил у законоучителей народа, где ожидают рождения Христа. Узнав, что по пророчеству Михея в Вифлееме, он издал указ, повелевавший перебить в Вифлееме и окрестностях грудных младенцев и детей, начиная от двух лет и младше, в соответствии со временем, которое точно указали волхвы. Он считал вполне естественным, что Иисус разделит горькую участь своих сверстников. Но Дитя предупредило его замысел: родители Его заранее узнали о том, что будет, и увезли Его в Египет. Так учит нас святое Евангелие» (Книга 1, глава 8). Евсевия публиковали чрезвычайно часто: в каталоге Британской библиотеки, к примеру, зарегистрировано 75 изданий его трудов за период 1470 – 1600 годов.

Историю нахождения Моисея излагает другой чрезвычайно популярный с незапамятных времен автор – Иосиф Флавий (см. «Иудейские древности», книга 2, глава 9). Его книги тоже были бестселлерами, начиная с самого зарождения книгопечатания (72 издания за период 1470 – 1600 годов в каталоге Британской библиотеки), и он подробно и пространно пишет именно о Египте, о Ниле и о фараонах.

Таким образом, рассматриваемые нами ветхо- и новозаветные сюжеты были надежно соотнесены в культурном контексте XVI века с Египтом, и от первой гипотезы мы вынуждены отказаться.

Что касается второго нашего предположения (про пирамиды в Египте ничего не было известно), то оно также не выдерживает проверки. Про пирамиды в Египте писали (как минимум) 4 античных автора, популярных в эпоху Возрождения: Геродот, Плиний Старший, Диодор Сицилийский и Страбон. Каталог Британской библиотеки содержит записи о почти 50 изданиях Геродота, десятках изданий Плиния Старшего, 30 изданиях Диодора Сицилийского и 14 изданиях Страбона за период 1470 – 1600 годов. Все эти авторы, с разной степенью подробности, описывают пирамиды возле Мемфиса и в других местах Египта. Иосиф Флавий, кстати, упоминает о том, что египтяне заставляли евреев строить пирамиды, город Мемфис у Флавия упоминается несколько раз.

Иными словами, у человека XVI столетия, знакомого с тем, что писалось в популярных изданиях того времени, должна была сложится вполне себе целостная картина: Египет – это страна, расположенная по берегам реки Нил, там находятся строения необычной формы – пирамиды, там был когда-то спасен из речных вод пророк Моисей, и там укрывалось от расправы царя Ирода Святое семейство.

А поскольку заказчики картин и фресок были, как правило, людьми знающими и с широким кругозором, людьми, которые часто оказывали покровительство как художникам, так и ученым, людьми, которые собирали библиотеки и сплошь и рядом напрямую способствовали выходу в свет трудов античных и современных им авторов, наконец, людьми, среди которых были и участники Тридентского собора, изучавшие библейские тексты и спорившие насчет библейского канона, - то предположение о том, что НИКОМУ из них на протяжении столетия не могла прийти в голову идея о том, что неплохо было бы поместить на картине с «египетским» сюжетом одну или несколько пирамид, представляется совершенно невероятным. Тем более, что в начале XVII века, такая идея внезапно, без видимых внешних причин, начала воплощаться целым рядом художников.

Какой же из всего этого следует вывод? Я могу сделать лишь такой:

Информация о культурном контексте XVI века, которая доступна нам в настоящее время, сильно искажена. Если говорить более конкретно, то искаженным является (как минимум!) один из трех упомянутых нами массивов данных – 1) многочисленные произведения живописи по библейским «египетским» сюжетам с полным отсутствием в них пирамид и обелисков, 2) данные о многочисленных публикациях текстов с отсылками к египетским библейским сюжетам (нахождение младенца Моисея и бегство святого семейства в Египет), и 3) многочисленные публикации Геродота, Диодора, Плиния Старшего и Страбона с описаниями египетских пирамид. Потому что если принимать все эти данные как есть, то попытка реконструировать культурно-исторический контекст 16 века (в части интересующей нас тематики) приводит к картине, поражающей своей абсурдностью и выглядящей как циничное издевательство над логикой и здравым смыслом.

Ну что ж, перейдем к XVII столетию и попробуем проанализировать информацию о том времени, когда пирамиды и обелиски начали появляться в произведениях живописи на «египетские» сюжеты.

Продолжение следует
Tags: История
Subscribe

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…