nezvanov (nezvanov) wrote,
nezvanov
nezvanov

Categories:

Сальвадор Дали и «Сад земных наслаждений» Босха

Андрей Стамболи прислал мне фотографии малоизвестных рисунков Сальвадора Дали, сделанные в доме-музее художника в Фигерасе. С точки зрения Андрея, эти рисунки представляют из себя предварительные эскизы типов и персонажей триптиха «Сад земных наслаждений», авторство которого приписано Иерониму Босху. Андрей Стамболи утверждает, что автором этого произведения на самом деле является Сальвадор Дали.

Я хочу выразить глубокую признательность и благодарность Андрею – именно присланные им рисунки и его нахальное утверждение насчет «Сада земных наслаждений» подвигли меня к написанию этого поста.

Вообще-то я не считаю, что стиль Дали похож на Босха, однако стилистические параллели между этими конкретными рисунками и картинами Босха поразительны. Более того, внимательное разглядывание «Сада земных наслаждений» позволило обнаружить, по сути, автограф Сальвадора Дали.

Однако, обо всем по порядку.

Для начала, я хотел бы представить некоторые из рисунков.

Рисунки Сальвадора Дали из коллекции дома-музея в Фигерасе:



Рис. 1; Рис. 2; Рис. 3



Рис. 4; Рис. 5; Рис. 6



Рис. 7; Рис. 8; Рис. 9



Рис. 10; Рис. 11; Рис. 12; Рис. 13

Центральные персонажи рисунков являют собой образцы средневекового шутовства, карнавализма и гротеска – вполне себе Босховские (и отчасти Брейгелевские) типы. То есть это не тот Дали, которого мы привыкли видеть, это какая-то удивительная смесь Дали и Босха.

Однако, объявить Дали изобретателем всех этих типажей вряд ли возможно: произведения Иеронима Босха были известны если не широкой публике, то хотя бы искусствоведам как минимум с начала ХХ века; вот некоторые примеры:

«Святой Иоанн Евангелист на Патмосе» - приобретено в 1908 Берлинской Gemäldegalerie у William Fuller-Maitland из Лондона;
«Святой Иероним» - приобретено в 1908 году Музеем изящных искусств Гента у семьи Colbert (Франция);
«Воз сена» - существует две копии этого триптиха, обе находились в монастыре Эскориал неподалеку от Мадрида, в 1907 году одна из них была передана в Мадридский музей Прадо;
триптих «Искушение святого Антония» - передан в 1911 году в Лиссабонский Museu Nacional de Arte Antiga королем Португалии Мануэлем II.

Несколько произведений Босха, согласно имеющимся документам и свидетельствам, были некогда вывезены из Венеции в Вену. После плачевного для Австро-Венгрии окончания Первой Мировой войны они были возвращены. Например, триптихи «Святые отшельники» и «Распятый мученик» были переданы в 1919 году из Венского Kunsthistorisches Museum во Дворец Дожей в Венеции.

Ряд других произведений Босха имеет истории, очень похожие на приведенные выше примеры.

* * *

Триптих «Сад земных наслаждений» был передан в Прадо лишь в 1939 году, до этого, согласно документальным свидетельствам, он находился в монастыре Эскориал в течение трех с лишним столетий. Этот триптих имеет сильное сюжетное и стилистическое сходство с триптихами «Воз сена» (мы упомянули его ранее) и «Страшный суд» (находится в Венской Академии изобразительных искусств с первой половины XIX века).



Иероним Босх. Сад земных наслаждений.



Иероним Босх. Воз сена.



Иероним Босх. Страшный суд.

Все три произведения имеют также сходство на уровне отдельных персонажей. Вот, например, странные существа (демоны?) с мордами, напоминающими одновременно крыс и рыб:



Фрагменты «Воза сена», «Страшного суда» и «Сада земных наслаждений»

В то же время «Сад земных наслаждений» содержит целую галерею образов, которых мы не найдем на других произведениях Босха. Например, странные розовые и серо-голубые конструкции (растения? строения?) на левой и центральной панелях триптиха. Больше всего они мне напоминают хитиновые покровы и конечности каких-то ракообразных или насекомых – и возникает прямая ассоциация с рисунком Дали, приведенным выше (рис. 2).

Далее, мы видим птиц с характерным для ибисов длинным клювом, загнутым вниз – и это особенность именно «Сада земных наслаждений» (отметим, что множество птиц населяет все три триптиха). Тут возникает ассоциация с птицей с рис. 1, приведенного в начале статьи.



Фрагменты «Сада земных наслаждений»: птицы с ибисо-образным клювом

Любопытно, что в этом триптихе присутствует еще одна птица семейства ибисовых – обыкновенная колпица, причем ее образ варьируется от реалистических вариантов до существ абсолютно макабрического вида:



Фрагменты «Сада земных наслаждений»: ложкообразные клювы

Ложки – прямая ассоциация с ложкообразными клювами – присутствуют у Дали на рис. 2, 5 и 9.

Посмотрим теперь на следующий фрагмент правой панели триптиха:



«Сад земных наслаждений»: фрагмент правой панели

Мы видим сразу две детали, вызывающие ассоциации с рисунком Дали, изображающим «арбалетчика» (рис. 6): длинные морды тварей, раздирающих воина в латах, и собственно арбалет (висящий на дереве):



Фрагмент рисунка Сальвадора Дали

На правой панели триптиха имеется еще одно изображение арбалета (висит внутри «полого человека»):



«Сад земных наслаждений»: фрагмент правой панели

Обратим внимание на уши, как бы скрепленные стрелой. Похожую конструкцию мы находим и у Дали (рис.8):



Фрагмент рисунка Сальвадора Дали

Плоские профили головы скреплены чем-то вроде стержней со шляпками.

А вот еще одна параллель:



Фрагменты рисунка Дали и правой панели «Сада земных наслаждений»

Уши (? крылья? покрывало?) с рисунка Дали очень похожи на головной убор существа с правой панели триптиха.

Разглядывание творений Босха (или приписываемых Босху) затягивает, и находятся все новые и новые поводы для комментариев. Например, можно попытаться понять, каким образом довольно реалистичное изображение слона попало на левую панель «Сада земных наслаждений» (а слон, как известно, был одним из любимых образов у Дали):



«Сад земных наслаждений»: фрагмент левой панели

Существует немало материалов, посвященных слону Ханно, появившемуся в Европе в 1514 году, но «Сад земных наслаждений» датируют более ранними годами (1516 – год смерти Босха). Еще имеется скупая информация относительно слона, который был вроде бы подарен ок.1477 года Альфонсо V Португальским Рене Анжуйскому, однако, насколько мне известно, нет изображений, освещающих это событие, тем более таких, которые мог бы видеть Босх. Откуда ж слон?

Однако же, оставим дальнейшее изучение деталей ради главного – ради того, что я считаю автографом Сальвадора Дали, намеренно оставленным им на триптихе «Сад земных наслаждений».

* * *

В 1929 году Дали создал очень интересный образ – необычного вида автопортрет в профиль. Этот автопортрет появился на картинах «Великий Мастурбатор», «Мрачная игра», «Фантасмагория»; в последующие годы Дали также воспроизводил этот образ в некоторых своих работах.



Сальвадор Дали. Фрагменты картин «Великий мастурбатор» и «Мрачная игра»

Этот же профиль мы видим на одном из рисунков Дали (рис. 13). И его же мы видим на левой панели «Сада земных наслаждений»:



Фрагменты одного из рисунков С.Дали и левой панели «Сада земных наслаждений»

Изображение с левой панели триптиха – довольно крупное, оно хорошо заметно практически на любых репродукциях:



«Сад земных наслаждений», левая панель

Таким образом, всемирно известный триптих «Сад земных наслаждений» содержит автограф Сальвадора Дали.

Занавес.
Tags: История, Посмотрим
Subscribe

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Камергер А.С.Пушкин

    Решил разобраться для себя (насколько возможно) в истории с камергерским званием А.С.Пушкина. В итоге получилась такая заметка: Всем известно, что…

  • Две методологически важных вещи

    1. Новгородские берестяные грамоты – наглая и анекдотическая подделка. Почему? Хммм… Дело в том, что это очевидно. Но: если человек не хочет…

  • Династия Романовых

    Что характерно: люди не замечают вещей, которые у всех на виду, прямо перед носом. Фамилия «Романовы» имеет явную коннотацию «Римские» (Roma – Рим).…